+7 (499) 713-67-07

+7 (964) 519-21-13

Коррекция дисграфии у младших школьников

Коррекция дисграфии у младших школьников

Чтобы правильно написать предложение, его необходимо мысленно выстроить, проговорить, разбить на составляющие слова, обозначить границы каждого слова и сохранить нужный порядок написания. В том случае, когда у ребенка есть нарушение хотя бы одной из следующих функций: слуховой дифференциации звуков, звукового анализа, пространственного представления, правильного произношения звуков, зрительного анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи – можно говорить о дисграфии.

Дисграфией называют специфическое расстройство письменной речи, что проявляется многочисленными типичными ошибками и обусловлено несформированностью высших психических функций, которые непосредственно участвуют в процессе овладения навыками письма. Без специального обучения устранить такие ошибки невозможно. А учитывая то, что подобные нарушения являются серьезным препятствием для овладения детьми грамоты, обязательно требуется коррекция дисграфии. Коррекция дисграфии у младших школьников Поскольку расстройство письменной речи обнаруживается, как правило, когда ребенок идет в школу, то и коррекция дисграфии обычно проводится именно в этом возрасте.

Коррекцией дисграфии у младших школьников занимается логопед.  Существует множество способов коррекции дисграфии у школьников младших классов, среди которых можно выделить:

Исправление дефектных звуков;

Развитие памяти и мышления;

Формирование фонематического восприятия слов;

Развитие способностей анализа и синтеза слов;

Улучшение слухового и пространственного восприятия;

Формирование звуко-буквенного анализа;

Развитие способностей выстраивать фразы и связные предложения (связную речь);

Обогащение словарного запаса;

Формирование грамматической стороны речи;

Письменные занятия для закрепления усвоенных навыков.

Коррекция оптической дисграфии

Всего выделяют пять разновидностей дисграфии, которые различают по виду несформированности или нарушения определенных операций письма:

Артикуляторно-акустическую, которая связана с нарушением фонематического восприятия, артикуляции и звукопроизношения;

Акустическую, обусловленную нарушением только фонемного распознавания;

Аграмматическую, характеризующуюся недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;

Обусловленную несформированностью языкового анализа и синтеза;

Оптическую, которой свойственны нарушения зрительно-пространственных представлений.

Последняя – одна из наиболее встречаемых форм дисграфии, характеризующаяся неустойчивостью зрительных восприятий, в результате чего ребенок не распознает отдельные буквы или незнакомые ему шрифты и как результат, при письме путает графические сходные рукописные буквы.

Коррекция дисграфии и дислексии

Довольно часто дисграфия сочетается с дислексией, которая проявляется нарушениями процесса чтения (чаще всего пропусками отдельных букв и даже слогов) и обусловлена сложностью распознавания букв, недоразвитостью внимания и трудностью пространственного восприятия. При наличии у ребенка обоих этих нарушений к коррекции требуется подход, который включает в себя 4 этапа:

Диагностический;

Подготовительный;

Коррекционный;

Оценочный.

Диагностический этап подразумевает изучение состояния лексико-грамматической стороны речи у ребенка, написание с детьми диктантов и анализ результатов.

Подготовительный период коррекции дисграфии и дислексии включает занятия на общее развитие моторики, памяти, пространственно-временных представлений и мышления.

Коррекционный этап направлен на преодоление расстройств. Занятия проводятся преимущественно на фонетическом, синтаксическом и лексическом уровнях. Также работа подразумевает устранение проблем со звукопроизношением, речью и чтением.

На последнем этапе оценивают результаты методом проведения повторных проверок навыков чтения и письма.